Субботнее утро апреля на западном побережье Канады, а зима ещё даёт о себе знать. На улице пасмурно, и дождь моросит. Mohammed Wenn гуляет по Metrotown Mall, в пригороде Ванкувера. Он одет в серые джинсы и тёмно синюю San Diego Chargers куртку. Кепка на нём наклонена на левую сторону. Здесь, напротив Chapters Bookstore, он увидел Давида Мубанду и Джо Хайвуда, playground парней, которые играют вместе со времён средней школы(high school). Вэнн ухмыляется, спрашивает их как жизнь, затем садиться на скамейку чтобы высказать своё мнение. SLAM(американский журнал про баскетбол) в городе, и Вэнн ни в коем случае не может пропустить интервью. “Yo”, начинает он,”как это вдруг, SLAM заявился в нашем городе?” Мубанда и Хайвуд, стоящие позади его, уже готовы что-то сказать, а ведь поговорить есть о чём. Эти трое-три двадцатилетние чёрнокожие феномены разговаривают о жизни в Ванкувере. Они описывают, как возникал стритбол в их городе, каков его прорыв по сравнению с олд-скульным консерватизмом. Это даже можно назвать бунтом, сопротивлением старой школе. Большинство местных тренеров и организованных команд не обращают на это внимание, но уже несколько лет стритбольное влияние перешло через границу Канады и США. Оно не похоже на влияние Grizzlies(раньше эта команда была в Ванкувере), оно показывает новые возможности, которых раньше не было. Для большинства баскетбольных сообществ стритбол стал культурным шоком. Вэнн размышляет, “Тренеры здесь хотят фундаментальных основ и принципов. Но как ты узнаешь, что ты можешь сделать на площадке, когда тренер хочет, чтобы ты делал одну только вещь? В штатах каждый говорит тебе”keep playing ball”. Это культура. Но здесь не каждый думает так же. Здесь это не так строго.” Вэнн снимает с себя кепку и продолжает. Он жил в другом месте, таком как Балтимор. Защитник ростом 6-1 и весом в 185 фунтов жил там несколько месяцев, пытался поступить в среднюю школу, но заминка с гражданством США не дала ему никакой возможности играть в штатах. Там он видел другую сторону, где AND1 был мерилом игры на улице. Он видел, как стритбол охватывает каждый даже незначительный американский город. Теперь же он вернулся в Ванкувер В Ванкувере всё по-другому. Достигать уровня всё сложнее, как на корте, так вне его. Мир его не воспринимал, и было сложно систематизировать и придумать канадскую версию эндвана. Вэнн, Мубанда и Хайвуд скажут вам, что они почитают эту игру как никто другой. Они торчали в средней школе и не могли играть в колледже. Их стиль всегда был резким и оскорбительным для традиционных тренеров. Для этих трёх игра не должна начинаться и заканчиваться с основ и принципов. Независимо от того, где игрок - в зале или под звёздами, в Ракер парке или Dolphin парке, игре нужен стиль и талант. Индивидуальность. Они, трое наиболее известных игрока в городе. У них лучшие кроссоверы, безупречный дриблинг, скорость, атлетизм и уровень способный настолько опустить защитника!... “Goosebumps”, продолжает Вэнн. “Это моё имя. Это то, что я умею делать. Я получил своё имя в классе десятом. Я выходил играть в Hoop-It-Up. Здесь, Hoop-It-Up это тоже самое, что и Ракер парк. Собиралось масса народа. Я не старался быть дёрзким, но наши игры были похожи на кино. Мы выходили и делали такие вещи, о которых Ванкувер раньше и не знал! Они не знали, что у них есть такой талант, как этот…” Несмотря на то, что многое против них - тренеры, суровая погода, относительно редкие таланты стали прародителями стритбольного мира в городе. Goosebumps, King Handles, David Dazzle, Johny Blaze, Delight, Banana. Также Fingaz, левша, у которого 6 пальцев на бросковой руке. Ну и Disaster, который отличился своей быстротой и умопомрачительным дриблингом, будучи 15-летним парнишкой с ростом 4-11!!, весом 115 фунтов. “У каждого есть что-то отличительное, нечто творческое,”продолжает Вэнн. “Вот почему мы собрались вместе. Баскетбол это не просто часть нашей жизни, это способ самовыражения. Это искусство. Что ж, немного о команде… Мубанда ростом 5-9, также известный как Dazzle, родился в Уганде и переехал в раннем детстве в Ванкувер. Теперь же он и его брат, Johny Blaze, двое лучших боллеров со скоростным дриблингом. Чтобы в это поверить, надо их просто увидеть. Тут подходят и Jeremy Schauli-Rioux и Kirk Thomas- студенты, которые проводят последние несколько лет снимая на камеру всех игроков, занимаясь поиском лучших моментов игр и продюсировавшие 2 фильма: The Notic и The Notic 2. Когда первый фильм вышел в 2001, он стал многократно распространяться в различных направлениях -Торонто, Нью-Йорк, Окланд. Теперь летние турниры стали карнавалами. Первое поколение игроков стали легендами. Наконец-то у Ванкувера появился свой стиль. Со времени появление первого Noticа, в ванкуверском стритболе появилось немало индивидуальностей. Но конечно, даже лучшие здесь почитают звёзд AND1. Они уважают Bone Collector’а и Hot Sauce’а. Они знают о Hook’e Mitchel’e и the Goat’е. Но здесь игра более чувственная чем в штатах. “ Здесь есть хорошие игроки, которые могут чуть ли не заплакать есть ли ты их чуть ударишь,” говорит Мубанда “Здесь игра определённо не физическая.” В Ванкувере лучшие игроки это защитники, и большинство действий происходит под кольцом. Дриблинг-это основа. Игра же основана на умении произвести эффект, артистичности и креативности. Счёт и споры о том кто выиграл- это потом. Как говорит Мубанда ”Scoring doesn’t mean a thing if you don’t look good doing it”. Даже сейчас движение ещё молодо. Пока развивается. Goosebumps, King Handles, Dazzle, они понимают, что слишком рано прогнозировать будущее стритбола в Ванкувере. Иначе это движение, посуществовав немного уйдёт как Grizzlies. Просто спросите Haywood’а, он знает! После прощания с Goosebumps’ом и Dazzle’ом, Haywood направился к корту у Bonsor Rec Center. По пути он остановился в магазине видеоигр чтобы взять NBA Streetball V3. “Я получил её бесплатно”, сказал он сразу как вышел. EA Sports нанимала игроков Notic’а чтобы смоделировать движения для видео игры. “Большинство наших движений в этой игре”, продолжает Haywood “ Они также собрали AND1 игроков для моделирования. Надеюсь это повысит нашу репутацию.” Безусловно играть в видео игру, это не то, что играть по-настоящему… Каждый день Haywood играет на разных кортах. В Bonsor’у есть один корт, он вечно полон народу, поэтому тебе надо выигрывать, чтобы там продолжать оставаться. Он был там позавчера, и говорит, что игра удалась. Он проходит через главнй вход, проходит консьержа и поворачивает налево, по лестнице к корту, останавливается у больших окон, как раз, что вся площадка видна снизу. Он смотрит через стекло. По его выражению лица всё понятно. I GOT BUMPED BY WHEELCHAIR RUGBY? Иногда ты проводишь отличную игру, а иногда целый день приходится проводить в исканиях. Неудивительно, что такие искания приводили его далеко от Ванкувера. Фильм Notic открыл ему новые возможности за пределами города. Его приглашали участвовать в соревнованиях в северной Америке., но каждый раз он принимал такие предложения. В прошлом году его пригласили на The Players Ball 2K4, проводившееся Young Players Association(YPA). Hot Sauce и Silk были там.. Там был и Roberto the Young One, aka Exile. Этот турнир был решающим моментом Haywood’а. “Exile владел мячом и я играл с ним один-на-один,” вспоминает Haywood. “Я энергично взялся за игру. Я делал движения, которых он даже не ожидал. Это были dirtiest движения. Он ловился на это, и я забивал. I rolled it off my chest, put it around my neck and then put it through his legs really fast. Это было так быстро, что он даже не ожидал. После это я просто забрасывал мяч в кольцо. That showed a lot of people that I HAD GAME… Для него настали лучшие времена. Немного позже его пригласили присоединиться к YPA. Он согласился., и теперь он играет с такими игроками кА Exile, Tha Show, 757. Ванкувер дал начало его игры, но этого недостаточно. Недостаточно таланта, как он говорит, недостаточно внимания, недостаточно тренеров и игроков, которые понимают как сделать настоящий Ванкуверсий стритбол. Четыре года после того как ушли Grizzlies, это может случиться опять. Если ушли Grizzlies, почему не может уйти King Handles? “В Ванкувере недостаточно людей, с которыми можно поиграть, вот Окланд-это другое дело. Игра там более физическая, с полной отдачей. Каждый-это атлет. Будучи там, моя игра стала лучше. Я не шучу, это правда.” Haywood вспоминает те дни, когда его старший брат приводил его на корт, обучая неписанным законам уличной игры. Без фолов. Без плача. Без слабости. Он помнит те времена, когда тренер его школы пытался смягчить его игру, стараясь приучить к пасу от груди двумя руками, вместо так называемого no-look dishes. Его игра была слишком американизирована. Haywood непокорен, и совершенно понятно, что город не собирается терять ещё одного ценного игрока и терять шанс в развитии стритбола. “Раньше я много думал о уходе”, говорит он. “Теперь я об этом не волнуюсь. Меня приглашают участвовать во многих соревнованиях. Я разъезжаю по Канаде и в штатах. Я не в школе сейчас, но я играю в баскетбол. И когда я вернусь домой вы уже будете играть в мою видео игру. Единственный корт в Ванкувере с лучшей репутацией - это Dolphin Park. С первого взгляда- ничего особенного. Обычная площадка, которую вы можете найти у любой начальной школы. Но если вглядеться внимательно, то поражает её безукоризненность и чистота. Белые лини чётко прорисованы. Ни одной трещины в асфальте. Нет даже граффити и мусора. Это место, где Steve Nash играл, будучи звездой high school. Здесь тренировались Blue Edwards, Eric Murdock во время межсезонья Grizzlies. Jamal Crawford проводил здесь свои соревнования. Месяц спустя, корт залило дождём. Смеркается и температура быстро падает. здесь и Haywood, несмотря на то что врятли кто-нибудь будет играть сегодня. Недалеко от него стоит Disaster. Thomas, бывший продюсер нотика и Kevin Gavin также здесь. Они показывали SLAM’у развитие стритбола в Ванкувере., и Dolphin park-это конечная остановка. Этот одинокий корт пустует целую зиму. Возможно, Crawford вернётся. Или Nash посетит его. После всего этого, судьба стритбола в городе полностью в руках команды Notic. Но нет гарантий. Нужно много терпения. Haywood уже почти ушёл, он перебирается на юг, при этом желая переехать в Европу через пару лет. Goosebumps и Dazzle хотят играть в штатах. Даже малыш Disaster, который в !7 лет дорос до 5-5, обсуждает возможность учёбы в колледже в Сиэтле. “Тебя здесь не видят”, говорит Mubanda, “Ты играешь в баскетбол, а тебя не замечают. Это ломает все ваши надежды.” MAYBE YOU CAN’T RELATE TO THE CITY, THE KIDS OR THE STYLE THEY PLAY. BUT IF YOU CATCH THESE CANADIAN STREETBALLERS IN PERSON, YOU’LL RECOGNIZE THE LOVE RIGHT AWAY.
|